Система мест, или метод ЦицеронаДля начала проведите такой эксперимент. Оглядитесь вокруг и подберите в комнате 20 мест, которые послужат вам опорой в запоминании. Важно, чтобы выбранные вами места шли в определённой последовательности (например, слева направо и сверху вниз). Также важно и то, чтобы в вашем списке не было одинаковых предметов. (Если вам не хватит предметов в комнате, где вы находитесь, воспользуйтесь ещё каким-нибудь помещением.) Пусть первым словом будет "дверь" (вход в комнату), вторым-ближайший предмет, находящийся слева от нее, третьим- следующий предмет и т.д. Запишите выбранные вами места в столбик-так,
Опорный список |
Связь |
Запоминаемый список |
........... |
........... |
........... |
........... |
........... |
........... |
........... |
........... |
........... |
Чтобы получился список, состоящий из 20 элементов. То что у вас получилось, называется опорным списком.
Теперь посмотрите на список который будете запоминать.
ГРАБЛИ
МОЧАЛКА
ТРАКТОР
ПРИШЕПКА
МАСЛО
ФОНТАН
ГАЗЕТА | ОДЕЯЛО
ГЛИНА
ЧЕМОДАН
ШПРИЦ
СТОЛКНОВЕНИЕ
КИРПИЧ
НАСОС | ШОКОЛАД
СОСУЛЬКА
МУХА
БУТЕРБРОД
БЕНЗОКОЛОНКА
ЯДРО |
Подумаем сколько раз вам пришлось бы его прочитать, чтобы воспроизвести все эти 20 слов в правильной последовательности. (Не делайте этого, так мы будем использовать другой способ запоминания!)
А теперь поступайте следующим образом. Каждое слово списка, который нужно запомнить, поочерёдно связывайте со словами списка, Который вы составили, оглядевшись по сторонам. Первое слово запоминаемого списка-с первым словом опорного, второе-со вторым...двадцатое-с двадцатым. Для того чтобы достичь успеха в запоминании, обязательно воспользуйтесь законом ярких впечатлений Воспользоваться этим законом-значит создать яркие и необычные связи между словами опорного и запоминаемого списков. Если связи будут обыкновенными, то эффективность техники значительно снизится!
Что значит необычные связи
Например если я хочу связать слово "грабли" со словом "дверь" (если "дверь" первое слово опорного списка), то самым обычным будет "прислонить грабли к двери". Память вряд ли оценит такую связь, и вероятность, вероятность ее забывания будет достаточна высокой (хотя даже такая связь лучше, чем отсутствие всякой). Намного лучше память среагирует на такие связи;
* грабли вставили в дверной проём (и дверь не закрывается);
* граблями царапаем дверь
* граблями вышибаем дверь
* граблями забаррикадировали дверь и т. п.
Ещё лучше, если вы немного напряжёте своё воображение и представите свою связь во всех красках-увидите цвета, услышите звуки (например треск ручки грабель при закрывание двери), представите, представите что вы дотрагиваетесь до объектов, входящих в связку. Еще улучшить запоминание можно, представив себя участником событий, "войти" в картину. На всё это вы потратите буквально пару секунд, а эффективность запоминания возрастёт в несколько раз.
|